Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики.
В ФГОС НОО сказано о том, что основная задача, которая стоит теперь перед учителем заключается в формировании у младших школьников учебной мотивации, а также развитие у них универсальных учебных действий. Формирование у младших школьников системы универсальных учебных действий и мотивации к учению предполагает организацию учебно-познавательной деятельности.
При организации игровой деятельности учащихся в процессе формирования УУД учащихся важно соблюдать следующие условия: игра должна иметь учебно-познавательную направленность и четко поставленную цель; должна быть занимательной и доступной для ее участников. Роль учителя на таких уроках - координировать игровую деятельность учащихся, следить за рабой групп, помогать им по мере необходимости. За время работы над данной темой мною были использованы на уроках и во внеурочной деятельности разнообразные игры: дидактические, имитационные, подвижные, ролевые и т.д.
Дети младших классов, а особенно первоклассники, подвижны, эмоциональны, у ребят повышенная утомляемость – значит, требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. Поскольку ведущей деятельностью детей – дошкольников была игра, то придя в школу, происходит смена ведущей деятельности на учебную. И конечно возникает вопрос: как же сделать так, чтобы переход от одной ведущей деятельности к другой происходил безболезненно? Одним из спасительных средств в этой проблеме является игра.
Сущность применения игровых технологий заключается в том, что игра является характерной и своеобразной формой активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Игра есть практика развития.
Для того, чтобы у ребёнка сформировалась учебная деятельность, необходимо чтобы переход от игры к учебному познанию осуществлялся плавно, именно поэтому, особенно в первом классе начальной школы, учителем используется очень много различных игр, игровых приёмов на уроках для того чтобы активизировать детей, поддерживать их интерес, стимулировать процесс самостоятельной познавательной деятельности.
В состав первого класса входят: игра-экспериментирование, сюжетные игры – сюжетно-образовательные, сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные. Этот класс игр наиболее продуктивен для развития интеллектуальной инициативности, творчества детей, которое проявляется в постановке себе и другим играющим новых игровых задач для возникновения новых мотивов и видов деятельности.
В следующих классах включаем игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические и др.), а также игры досуговые (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные игры).
Так, например, в играх-путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас слов, развивается речь, активизируется внимание детей, воспитываются нравственные качества.
Также в процессе изучения младшими школьниками нового материала и закрепления уже изученного целесообразно использовать игровые ситуации. Их выбор зависит от целей конкретного урока. Использование игровых ситуаций в процессе урока способствует активизации познавательного интереса младших школьников, а также формирует умение решать проблемные ситуации.
Игра может быть проведена на любом этапе урока:
• в начале урока- организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность;
• в середине урока- игра должна решать задачу усвоения темы;
• в конце урока- может носить поисковый характер.
В своей деятельности так же использую игры на разных этапах урока. Например
В начале урока математики можно провести игры:
« Найди свое место» - цель, встать в порядке возрастания или убывания.
«Отгадай слово»- может использоваться и на уроках русского языка и литературного чтения.
«Найди лишнее слово» - развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, мышления, памяти.
Так же при проверке домашнего задания по литературному чтению проводятся игры –спектакли (РЕПКА), а так же игра «Поймал- ответь» при пересказывании произведения.
На уроках обучению грамоте, на этапе мотивации к учебной деятельности очень часто использую игру «Доскажи словечко». Первоклассникам очень нравится отгадывать слова.
• Я сижу, едва не плача,
Очень трудная …..(задача)
Игра «На что похожа буква?»
Предлагаю детям пофантазировать, на что похожа буква М?
Взявшись за руки, мы встали
И на М похожи стали.
Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра – это:
- эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;
- тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;
- стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
- способствует преодолению пассивности учеников;
- способствует усилению работоспособности учащихся.
Использование игровых технологий способствует:
- повышению интереса, активизации и развитию мышления;
- использованию знаний в новой ситуации;
- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;
- идет передача опыта старших поколений младшим;
- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;
- способствует объединению коллектива и формированию ответственности.
Таким образом, игровые технологии применяются в педагогической практике давно, но с приходом ИКТ в образовательный процесс начальной школы они взошли на новую ступень, так как специально подобранные компьютерные дидактические игры позволяют повысить показатели эффективности процесса обучения. В этом и заключается новизна игровых технологий.
На своих уроках мы пользуемся электронными приложениями к учебникам.
Задача электронного приложения к учебнику – расширить содержание печатных компонентов УМК за счёт дополнительного мультимедийного материала: анимаций, интерактивных заданий, упражнений и игр.
Страницы электронного приложения не просто повторяют страницы учебника, но и существенно дополняют его за счет интерактивных заданий, видеорядов, информационных ссылок.
Работа над темой самообразования способствовала более глубокому пониманию естественного процесса смены игровой деятельности на деятельность учебную и огромную воспитательную, обучающую и развивающую роль игры.
|