Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 2024-05-02, 3:01 AM

Сайт учителя начальных классов Ульяновой О.В.



Поиск по сайту
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [7]
тренажеры [2]
Видеоурои [3]
Тесты по предметам [3]
Норм.-прав. база
Образование
Для вас, ребята!
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 103
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наши гости
счетчик посещений

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

"Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"

Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики.

В ФГОС НОО сказано о том, что основная задача, которая стоит теперь перед учителем заключается в формировании у младших школьников учебной мотивации, а также развитие у них универсальных учебных действий. Формирование у младших школьников системы универсальных учебных действий и мотивации к учению предполагает организацию учебно-познавательной деятельности.

При организации игровой деятельности учащихся в процессе формирования УУД учащихся важно соблюдать следующие условия: игра должна иметь учебно-познавательную направленность и четко поставленную цель; должна быть занимательной и доступной для ее участников. Роль учителя на таких уроках - координировать игровую деятельность учащихся, следить за рабой групп, помогать им по мере необходимости. За время работы над данной темой мною были использованы на уроках и во внеурочной деятельности разнообразные игры: дидактические, имитационные, подвижные, ролевые и т.д.

Дети младших классов, а особенно первоклассники, подвижны, эмоциональны, у ребят повышенная утомляемость – значит, требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. Поскольку ведущей деятельностью детей – дошкольников была игра, то придя в школу, происходит смена ведущей деятельности на учебную. И конечно возникает вопрос: как же сделать так, чтобы переход от одной ведущей деятельности к другой происходил безболезненно? Одним из спасительных средств в этой проблеме является игра.

Сущность применения игровых технологий заключается в том, что игра является характерной и своеобразной формой активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Игра есть практика развития.

Для того, чтобы у ребёнка сформировалась учебная деятельность, необходимо чтобы переход от игры к учебному познанию осуществлялся плавно, именно поэтому, особенно в первом классе начальной школы, учителем используется очень много различных игр, игровых приёмов на уроках для того чтобы активизировать детей, поддерживать их интерес, стимулировать процесс самостоятельной познавательной деятельности.

В состав первого класса входят: игра-экспериментирование, сюжетные игры – сюжетно-образовательные, сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные. Этот класс игр наиболее продуктивен для развития интеллектуальной инициативности, творчества детей, которое проявляется в постановке себе и другим играющим новых игровых задач для возникновения новых мотивов и видов деятельности.

В следующих классах включаем игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические и др.), а также игры досуговые (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные игры).

Так, например, в играх-путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас слов, развивается речь, активизируется внимание детей, воспитываются нравственные качества.

Также в процессе изучения младшими школьниками нового материала и закрепления уже изученного целесообразно использовать  игровые ситуации. Их выбор зависит от целей конкретного урока. Использование игровых ситуаций в процессе урока способствует активизации познавательного интереса младших школьников, а также формирует умение решать проблемные ситуации.

Игра может быть проведена на любом этапе урока:

•        в начале урока- организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность;

•        в середине урока- игра должна решать задачу усвоения темы;

•        в конце урока- может носить поисковый характер.

В своей деятельности так же использую игры на разных этапах урока. Например

В начале урока математики можно провести игры:

« Найди свое место» - цель, встать в порядке возрастания или убывания.

«Отгадай слово»- может использоваться и на уроках русского языка и литературного чтения.

«Найди лишнее слово» - развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, мышления, памяти.

Так же при проверке домашнего задания по литературному чтению проводятся игры –спектакли (РЕПКА), а так же игра «Поймал- ответь» при пересказывании произведения.

На уроках обучению грамоте, на этапе мотивации к учебной деятельности очень часто использую игру «Доскажи словечко». Первоклассникам очень нравится отгадывать слова.

•        Я сижу, едва не плача,

             Очень трудная …..(задача)

Игра «На что похожа буква?»

Предлагаю детям пофантазировать, на что похожа буква М?

Взявшись за руки, мы встали

И на М похожи стали.

Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра – это:

- эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации   деятельности учащихся;

- тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;

- стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

- способствует преодолению пассивности учеников;

- способствует усилению работоспособности учащихся.

Использование игровых технологий способствует:

- повышению интереса, активизации и развитию мышления;

-  использованию знаний в новой ситуации;

- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;

- идет передача опыта старших поколений младшим;

- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;

- способствует объединению коллектива и формированию ответственности.

Таким образом, игровые технологии применяются в педагогической практике давно, но с приходом ИКТ в образовательный процесс начальной школы они взошли на новую ступень, так как специально подобранные компьютерные дидактические игры позволяют повысить показатели эффективности процесса обучения. В этом и заключается новизна игровых технологий.

На своих уроках мы пользуемся электронными приложениями к учебникам.

Задача электронного приложения к учебнику – расширить содержание печатных компонентов УМК за счёт дополнительного мультимедийного материала: анимаций, интерактивных заданий, упражнений и игр.

Страницы электронного приложения не просто повторяют страницы учебника, но и существенно дополняют его за счет интерактивных заданий, видеорядов, информационных ссылок.

Работа над темой самообразования способствовала более глубокому пониманию естественного процесса смены игровой деятельности на деятельность учебную и огромную воспитательную, обучающую и развивающую роль игры.

Категория: Мои статьи | Добавил: 1969ylianova (2022-02-26) | Автор: Ульянова О.В. E
Просмотров: 168 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Конкурс сайтов
Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников
Новое на сайте
Телефон доверия
Электронная школа
Президент - детям
Для учителей
Полезные ссылки
Продленка Загрузить Adobe Flash Player
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Сертификат
    Кнопка моего сайта


    Администратор сайта Ульянова Ольга Владимировна
     Персональные данные учащихся (имя, фамилия, класс), все фотографии, их работы, размещены на сайте с письменного разрешения родителей (законных представителей). 
    (Закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»)