Внимание, дорогие мои ученики!
Скоро предстоит всем обучающимся показать свои знания за курс 3 класса. Предлагаю потренироваться, выполняя задания данной работы. Вы можете выполнить устно или скопировать всё задание и вставить в созданный документ на своём рабочем столе, а после тренироваться устно или письменно.
Итоговая комплексная работа 3 класс
Прилёт птиц.
Много птиц возвращается к нам с зимовок. Одна из первых птиц, появляющихся в конце марта,- зяблик. Весной самец- зяблик- настоящий красавец: верх головы голубой, лоб черный, щеки, горло и грудь коричнево-красные, спина рыжевато-бурая, у хвоста зеленая, хвост черно-серый с желтыми краями. Издали зяблика легко заметить по широким белым полосам поперек крыльев и вдоль хвоста. Размером он с воробья.
Это самая многочисленная и самая голосистая птица в лесу. Песня у зяблика короткая, продолжается всего несколько секунд, но повторяет он ее несколько раз подряд. За два часа зяблик может пропеть до 850 раз.
Птица эта не прячется, ее легко увидеть. К строительству гнезда зяблики приступают только в первых числах мая. Работа эта трудная, потому что гнездо зябликов- настоящее произведение птичьего искусства: стенки у него толстые и прочные. Само гнездо глубокое и очень аккуратное. Снаружи облицовано кусочками бересты, лишайниками, так что его почти не видно на фоне дерева. Гнездо строиться целую неделю.
Самец зяблик- очень задирист и смел. Если кто-нибудь посягнет на его владения, он решительно нападает на чужака. В гнезде обычно 5 яиц. Насиживает их самка. Примерно через две недели появляются птенцы. Родители кормят их насекомыми. Птенцы подрастают в гнезде две недели, затем покидают гнездо. За лето зяблики успевают воспитать два поколения птенцов. К середине июля они перестают петь.
Основная часть
Постарайся выполнить все задания.
Выполняй их по порядку.
Задание 1.
Определи, к какому виду относится текст? Отметь «галочкой» правильный ответ.
□ Текст - описание □ Текст - рассуждение
□ Текст - повествование □ Деловой текст
Задание 2.
Составь план текста:
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
___________________________________________________________
Задание 3.
Найди в тексте предложение, содержащее ответ на вопрос: «Чем кормят зяблики своих птенцов?» Спиши его.
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Проверь свою запись, если надо, исправь. Подчеркни грамматическую основу этого предложения. Укажи, какими частями речи выражены слова в этом предложении.
Задание 4.
Найди выделенные слова и спиши их. Укажи количество букв и звуков. Подчеркни в этих словах мягкие согласные.
________________ букв, звуков
________________ букв, звуков
________________ букв, звуков
________________ букв, звуков
Задание 5.
Найди в тексте глагол с частицей не, выпиши его, определи время, число и род.
_________________________________________________________________
Подбери синонимы к этому слову
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Задание 6.
Ответь на вопрос: «Сколько раз может пропеть зяблик за 2 часа?»
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Представь это число в виде суммы разрядных слагаемых.
________________________________________________________________
Сколько раз может пропеть зяблик за 1 час?
_________________________________________________________________
Ответ:____________________________________________________________
Задание 7.
В нашем дворе живёт 18 пар зябликов, в соседнем дворе 15 пар зябликов. На сколько больше птенцов за лето вывелось в нашем дворе? Реши задачу, поясняя действия.
|
|
Задание 8.
Из каких материалов строят зяблики своё гнездо? Почему гнездо трудно заметить на дереве?
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Задание 9.
Определи, к какой группе относится зяблик, заполни таблицу до конца, добавив свои примеры.
Перелётные птицы
|
Неперелётные птицы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дополнительная часть
Задания 10-13 выполняются в парах (с соседом по парте).
Задание 14 каждый выполняет самостоятельно.
Внимание ! Если при обсуждении заданий 10-13 вы с соседом по парте не пришли к общему мнению, запишите каждый свой ответ.
|
Задание 10.
Выпиши все слова с разделительным мягким знаком, раздели их для переноса, подбери к этим словам однокоренные и разбери их по составу.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Задание 11.
Выбери из текста имена прилагательные, которыми описывается зяблик-самец. Выпиши их.
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Подчеркни слова с непроверяемой гласной в корне слова.
Задание 12.
За сколько минут зяблик может пропеть 850 раз?
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Ответ:__________________________________________________________
Задание 13.
На Северном Кавказе уменьшилась популяция зябликов. С какими экологическими проблемами это связано?
Обоснуй свой ответ.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Тема. «Состав слова»
Задание 1
Спиши, изменяя окончания слов, данных в скобках.
Над (цветы) около дома летали (пчела, шмель, стрекоза). Трепетали на солнышке крыльями (бабочка).
Задание 2
К данным словам припиши противоположные по значению с тем же корнем. Выдели приставку.
развязать – связать
раздвинуть – ...
разложить – ...
развернуть – ...
разлепить – ...
вбежать – ...
внести – ...
въехать – ...
ввести – ...
вползти – ...
Задание 3
Образуй и запиши слова с суффиксами: -к-
строить
чистить
стирать
переписать
погрузить
примерить
побелить
-б-
служить
косить
палить
дружить
ходить
стрелять
бороться
Задание 4
Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.
борьба, борец, бороться, воевать
весельчак, веселый, радостный, веселье
вражда, враг, противник, вражеский
дорога, путь, подорожник, дорожный
Задание 5
Спиши однокоренные слова. Выдели приставку и корень.
море, моряк, морской, приморский, заморский, приморье
Задание 6
Спиши. Выдели суффикс.
подписка, прибавка, головка, стрижка, канавка, рыбка, чистка, ножка, березка, ягодка, подстилка
Задание 7
Спиши родственные слова. Выдели корень.
гостиница, гость, гостевой, гостить
черника, черный, чернеть, чернота
попутчик, путь, попутный
Задание 8
Напиши по образцу. Выдели окончания.
новая улица – новые улицы, чудесная встреча – ... , частая ошибка – ... , чайная чашка – ... , живая рыбка – ... , широкое море – ... , жилая комната – ...
Задание 9
Образуй слова с помощью суффикса -к-.
печь – ... ночь – ... дача – ... дочь – ... река – ... рука – ...
Безударная гласная в корне.
Мы сейчас работаем с орфограммами в корне. Умение видеть корень - это необходимость.
Безударные гласные в корне -а - о, и - е - я - это орфограмма.
Если в корне гласная вызвала сомнение,
Ты её немедленно поставь под ударение.
При подборе проверочного слова надо быть внимательным: это слово должно быть родственным и на эту гласную должно падать ударение.
Помнить! Корни в родственных словах - ОДИНАКОВЫЕ.
Способы проверки:
1)Подобрать родственное слово с ударным в корне.
или
2)Изменить форму слова так, чтобы на гласную падало ударение.
Например:
Ст(е,и)на - стены (изменили форму слов), стенка( подобрали родственное слово).
Для тренировки я предлагаю выполнить кроссворд.(жми на слово кроссворд) В разгаданном слове обязательно будет безударная гласная проверяемая ударением. Удачи!
Вот ещё несколько заданий для тренировки:
Вот ещё несколько заданий для тренировки:
1 1. Соедини проверочные слова с проверяемыми, вставь пропущенные буквы, выдели орфограмму.
Г . Л . ВА золото позолота
Г . В . РИТ стебель стебельчаты
УК . Р . ТИТЬ головка головы
К . Л . СКИ говор разговор
СТ . Б . ЛЬКИ короткий короток
З . Л . ТОЙ колос колосья
2. Спиши, вставь безударную гласную (проверь в уме), подчеркни орфограмму.
Наступили сильные м_розы.Снег завалил с_довые д_рожки. Птицы з_мой г_л_дают. Дети устроили для птиц к_рмушки. Девочки насыпали пш_на. Г_лодные птицы быстро скл_вали весь корм. Как х_р_шо, что у птиц есть наст_ящие друзья!
2. Спиши, вставь безударную гласную (проверь в уме), подчеркни орфограмму.
Наступили сильные м_розы.Снег завалил с_довые д_рожки. Птицы з_мой г_л_дают. Дети устроили для птиц к_рмушки. Девочки насыпали пш_на. Г_лодные птицы быстро скл_вали весь корм. Как х_р_шо, что у птиц есть наст_ящие друзья!
Норма техники чтения.